понедельник, 2 февраля 2015 г.

Стихи с логопедическими упражнениями

Логопедические упражнения – дело важное и нужное. Но как же быстро надоедает их выполнять, если взрослые настаивают на ежедневных монотонных занятиях! А вот поиграть – другое дело

Мы учили эти стихотворения сами и вспоминали о них несколько раз в течение дня: увидим кошку – покажем, как она умывается, балуемся – изображаем вместе пугливую рыбу, одеваемся на прогулку – поговорим о качелях во дворе.

Дети обожают строить рожицы, показывать язык. А проделать это вместе с мамой или папой – двойное удовольствие! И весело, и полезно. О том, что при этом мы выполняем специальные упражнения, названные трудным словом “логопедические”, можно даже не рассказывать.

Выполнение этих упражнений подготовит к занятиям с логопедом и поможет существенно сократить их количество.

Как часы, заладим в такт:
- Тик-так! Тик-так!
Разговариваем так:
- Тик-так! Тик-так!
Мы не просто так болтаем,
А секундочки считаем,
Отставать нельзя никак:
- Тик-так! Тик-так!

Упражнение "Часики": приоткрыть рот, чуть улыбнуться; язычок, как маятник, ходит прямо из одного угла губ в другой, НЕ скользит по нижней губе.

Если губки я кусаю,
Значит, я переживаю.
Если губки я чешу,
Значит, сладкого прошу.

Упражнение: покусывать и почесывать сначала верхнюю, затем - нижнюю губу.

Открываем сумочку -
В сумке видим трубочку.

Чередуем упражнения "Улыбка" и "Хоботок".

Рыбка рыбке говорила:
- Я сегодня борщ сварила
Из ракушек и из ила,
Очень-очень вкусно было!

Рыбка рыбке отвечала:
- Ты, кума, не то сказала:
Это был не борщ, а щи -
Для борща траву ищи!

Упражнение "Рыбки разговаривают": хлопаем губами друг о друга.

Упражнения:
1)“чашечка”: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов;
2)“котенок лакает”: имитируем движения язычка котенка – “захватываем язычком молочко и отправляем его в рот”;
3)"вкусное варенье": облизать по кругу губы, затем - в другую сторону;
4)"котенок моется": имитируем вылизывание котенком шерстки.

Налью в чашечку котенку /упражнение 1

Молочко, молочко.

Он начнет лакать в сторонке /упражнение 2

Молочко язычком.

Служит ложечкой котенку /упражнение 1

Язычок, язычок.

И дрожит хвостик тонкий,

И вздыхает бочок.

А когда закончит ужин

Наш усатый чудак,

Зная, что быть чистым нужно,

Умывается так:

Он оближет свои губки, /упражнение 3

А потом – еще раз,

Чисто вымоет шубку /упражнение4

Язычком, а подчас

Лапой мордочку моет –

Как мочалкой скоблит.

“Мурр!” – мне скажет с любовью:

“Все, спасибо: я сыт! ”

Упражнение “чашечка”: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов;

Наливаю медвежонку

В эту чашечку — сгущенку,

В эту чашечку — варенье,

В эту — положу печенье,

В эту — пирожок с капустой,

В эту — морс брусничный вкусный,

В эту — в сахаре орешки.

Ешь, мой милый сладкоежка!

Упражнения:

1)“чашечка”: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов;
2)“ложечка”: – язычок становится более узким и длинным;
3)"едим кашу": широко открываем и закрываем рот.

Наварила Катя кашки:

Подставляйте, куклы, чашки!

Чашка – Саше, чашка – Маше, / упражнение 1

Эта чашечка – Наташе

И пол-чашки – Валеньке,

Кукле самой маленькой.

Эта – зайке, эта – мишке,

Буратино-шалунишке.

Буратино, сядь, как взрослый! /упражнение 2

Кушай ложкой, а не носом!

Кто все быстро сможет скушать,

Тот пирог получит с грушей.

Ну-ка, быстро взяли ложки! /упражнение 3

Быстро съели все до крошки!

Упражнение “грибок”: язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается и растягивается уздечка языка.

Еле маленький грибок

Через мох пробиться смог.

Целый день он подрастал,

К вечеру огромным стал.

Нас увидев, удивился,

И, подумав, поклонился:

Шляпку снял и выгнул спинку:

-Не возьмете ли в корзинку?!

Упражнение “грибок”: язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается и растягивается уздечка языка.

А теперь – смотри, смотри -

Мы с тобой – богатыри:

Рухнул старый-старый дом –

Мы поднимем крышу в нем.

Упражнение “ветер”: язычок сворачиваем в трубочку, через нее дуем.

Ветер в трубочку свернул

Листик, в дудочку подул:

Песенка – дыханье Ветра –

Зазвенела… где-то, где-то,

Там, за синими лесами

Обернулась парусами.

Морской Ветер – старший брат –

Этой песенке так рад! -

Щеки надувает,

Парус наполняет:

Облака-кораблики –

Белые журавлики –

Снова за леса плывут –

С моря дождики везут.

Упражнение “ветер”: язычок сворачиваем в трубочку, через нее дуем.

Дую я в свою дуду -

Дудочка поет: «Ду-ду!»

Упражнение “балалайка”: напряженную верхнюю губу раздражаем языком.

- Эй, зайчонок, серый зайка,

Мне сыграй на балалайке!

Подыграй, а я спою

Песню лучшую мою!

Зайка серый разыгрался,

Зайка очень постарался,

Балалаечка звенела,

Белка рыженькая пела.

- Ты устал? Ну, отдохни

И опять играть начни.

Молодчина, зайка!

Вот так балалайка!

Упражнение “дятел”: “выбиваем” звук “Д” кончиком язычка на верхних альвеолах.

- Кто в лесу стучит, стучит?

- Дятел дерево долбит:

- Д-д-д-д-д-д-ды,

Нелегки мои труды:

Я не просто так стучу –

Это дерево лечу:

Под корой – жучков ходы,

Д-д-д-д-д-д-ды.

Упражнения:

1)“гусь”: "шипим" - дуем на широкий язык, подняв его к небу;
2)“индюк”: широкий язык высовываем за верхнюю губу, произнося “бл-бл-бл”.

Гусь поспорил с индюком:

Птичник: чей же это дом?

Гусь шипит: “Да ты малыш!

Защиплю! Дом мой! Ш-ш-ш!”

А индюк: “Бл-бл-бл-бла!

У тебя нет ни кола!

Всем понятно: птичник - мой!

Я иду к себе домой!”

Воробьи взлетают с крыш,

Испугавшись “Ш-ш-ш!”

И бегут на край села

Уточки от “Бл-бл-бла!”.

…Ты пугать умеешь, друг,

И как гусь, и как индюк?

Нас немного посмеши:

Двух задир нам покажи!

Учимся “рычать”: тренируемся произносить “Р”

Львенок учится рычать,

Очень хочет “Рррр!” сказать.

Мордочку свою задрав,

Хочет - “Рррр!”, выходит: “Мяв!”

Как он стать львом грозным сможет?

Мы с тобой ему поможем!

Трактор – синий богатырь –

Как мотор заводит?

- Тррр!

Молния сверкает! Гром!

Мы его не пустим в дом -

Крыша прочная! Нет дыр!

Пусть себе ворчит:

- Гррр! Грррр!

Берег речки. Гладь воды.

Слышно катер: “Ды-ды-ды”.

Вот подходит пассажир –

Катерок взревет: “Дрррр! Дрррр!”

Львенок маленький старался,

Львенок долго упражнялся.

Он, как папа, на весь мир

Скажет громко, звонко: “Ррррр!”

Упражнения:

1)“белим потолок”: широким языком проводим от верхних резцов до мягкого нёба;
2)“чистим зубы”: языком "чистим зубы" изнутри влево-вправо;
3)"половичок": широкий язычок расстилаем на нижней губе; через некоторое время чередуем действия: высунуть вперед острый язычок – снова расстелить на губе широкий (“стряхиваем пыль”).

Как-то раз решил свой домик

Привести в порядок гномик:

Краску, кисточку нашел –

Потолок белить пошел.

Кисточка: назад – вперед,- /упражнение 1

Еще краску гном берет,

Красит вновь: вперед – назад.

Как красиво! Гномик рад.

Он теперь сушеной тиной /упражнение 2 на верхних зубах

Выметает паутину

И в углу, и на комоде:

- Пауки пусть в сад уходят!

Сверху – все. Спускаюсь вниз.

Ну, грязюка, берегись!

Гномик, стоя на коленках, /упражнение 2 на нижних зубах

- Влево-вправо! – моет стенку:

- Вправо-влево! – вновь и снова.

Дом сияет, словно новый!

Положил половичок /упражнение 3

На забор наш старичок:

- Пыль стряхну с него раз пять –

На пол постелю опять.

Вымыт пол. Приятно в доме.

И решил усталый гномик:

- Заслужил я угощенье –

Чай малиновый. С вареньем!

1 комментарий:

  1. Лена, Вы просто чудо!
    Очень нужные упражнения в игровой форме - это находка для мамы у которой детка разговаривает с фефектами :)))
    Я как раз мама такого мальчика. С и З мы уже исправили с логопедом, а вот Ж и Ш остались не проработанными. К логопеду пойдём весной, а сейчас будем работать самостоятельно по Вашим материалам :)
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить