Логопедические упражнения – дело важное и нужное. Но как же быстро надоедает их выполнять, если взрослые настаивают на ежедневных монотонных занятиях! А вот поиграть – другое дело
Мы учили эти стихотворения сами и вспоминали о них несколько раз в течение дня: увидим кошку – покажем, как она умывается, балуемся – изображаем вместе пугливую рыбу, одеваемся на прогулку – поговорим о качелях во дворе.
Дети обожают строить рожицы, показывать язык. А проделать это вместе с мамой или папой – двойное удовольствие! И весело, и полезно. О том, что при этом мы выполняем специальные упражнения, названные трудным словом “логопедические”, можно даже не рассказывать.
Выполнение этих упражнений подготовит к занятиям с логопедом и поможет существенно сократить их количество.
Как часы, заладим в такт:
- Тик-так! Тик-так!
Разговариваем так:
- Тик-так! Тик-так!
Мы не просто так болтаем,
А секундочки считаем,
Отставать нельзя никак:
- Тик-так! Тик-так!
Упражнение "Часики": приоткрыть рот, чуть улыбнуться; язычок, как маятник, ходит прямо из одного угла губ в другой, НЕ скользит по нижней губе.
Если губки я кусаю,
Значит, я переживаю.
Если губки я чешу,
Значит, сладкого прошу.
Упражнение: покусывать и почесывать сначала верхнюю, затем - нижнюю губу.
Открываем сумочку -
В сумке видим трубочку.
Чередуем упражнения "Улыбка" и "Хоботок".
Рыбка рыбке говорила:
- Я сегодня борщ сварила
Из ракушек и из ила,
Очень-очень вкусно было!
Рыбка рыбке отвечала:
- Ты, кума, не то сказала:
Это был не борщ, а щи -
Для борща траву ищи!
Упражнение "Рыбки разговаривают": хлопаем губами друг о друга.
Упражнения:
1)“чашечка”: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов;
2)“котенок лакает”: имитируем движения язычка котенка – “захватываем язычком молочко и отправляем его в рот”;
3)"вкусное варенье": облизать по кругу губы, затем - в другую сторону;
4)"котенок моется": имитируем вылизывание котенком шерстки.
Налью в чашечку котенку /упражнение 1
Молочко, молочко.
Он начнет лакать в сторонке /упражнение 2
Молочко язычком.
Служит ложечкой котенку /упражнение 1
Язычок, язычок.
И дрожит хвостик тонкий,
И вздыхает бочок.
А когда закончит ужин
Наш усатый чудак,
Зная, что быть чистым нужно,
Умывается так:
Он оближет свои губки, /упражнение 3
А потом – еще раз,
Чисто вымоет шубку /упражнение4
Язычком, а подчас
Лапой мордочку моет –
Как мочалкой скоблит.
“Мурр!” – мне скажет с любовью:
“Все, спасибо: я сыт! ”
Упражнение “чашечка”: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов;
Наливаю медвежонку
В эту чашечку — сгущенку,
В эту чашечку — варенье,
В эту — положу печенье,
В эту — пирожок с капустой,
В эту — морс брусничный вкусный,
В эту — в сахаре орешки.
Ешь, мой милый сладкоежка!
Упражнения:
1)“чашечка”: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов;
2)“ложечка”: – язычок становится более узким и длинным;
3)"едим кашу": широко открываем и закрываем рот.
Наварила Катя кашки:
Подставляйте, куклы, чашки!
Чашка – Саше, чашка – Маше, / упражнение 1
Эта чашечка – Наташе
И пол-чашки – Валеньке,
Кукле самой маленькой.
Эта – зайке, эта – мишке,
Буратино-шалунишке.
Буратино, сядь, как взрослый! /упражнение 2
Кушай ложкой, а не носом!
Кто все быстро сможет скушать,
Тот пирог получит с грушей.
Ну-ка, быстро взяли ложки! /упражнение 3
Быстро съели все до крошки!
Упражнение “грибок”: язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается и растягивается уздечка языка.
Еле маленький грибок
Через мох пробиться смог.
Целый день он подрастал,
К вечеру огромным стал.
Нас увидев, удивился,
И, подумав, поклонился:
Шляпку снял и выгнул спинку:
-Не возьмете ли в корзинку?!
Упражнение “грибок”: язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается и растягивается уздечка языка.
А теперь – смотри, смотри -
Мы с тобой – богатыри:
Рухнул старый-старый дом –
Мы поднимем крышу в нем.
Упражнение “ветер”: язычок сворачиваем в трубочку, через нее дуем.
Ветер в трубочку свернул
Листик, в дудочку подул:
Песенка – дыханье Ветра –
Зазвенела… где-то, где-то,
Там, за синими лесами
Обернулась парусами.
Морской Ветер – старший брат –
Этой песенке так рад! -
Щеки надувает,
Парус наполняет:
Облака-кораблики –
Белые журавлики –
Снова за леса плывут –
С моря дождики везут.
Упражнение “ветер”: язычок сворачиваем в трубочку, через нее дуем.
Дую я в свою дуду -
Дудочка поет: «Ду-ду!»
Упражнение “балалайка”: напряженную верхнюю губу раздражаем языком.
- Эй, зайчонок, серый зайка,
Мне сыграй на балалайке!
Подыграй, а я спою
Песню лучшую мою!
Зайка серый разыгрался,
Зайка очень постарался,
Балалаечка звенела,
Белка рыженькая пела.
- Ты устал? Ну, отдохни
И опять играть начни.
Молодчина, зайка!
Вот так балалайка!
Упражнение “дятел”: “выбиваем” звук “Д” кончиком язычка на верхних альвеолах.
- Кто в лесу стучит, стучит?
- Дятел дерево долбит:
- Д-д-д-д-д-д-ды,
Нелегки мои труды:
Я не просто так стучу –
Это дерево лечу:
Под корой – жучков ходы,
Д-д-д-д-д-д-ды.
Упражнения:
1)“гусь”: "шипим" - дуем на широкий язык, подняв его к небу;
2)“индюк”: широкий язык высовываем за верхнюю губу, произнося “бл-бл-бл”.
Гусь поспорил с индюком:
Птичник: чей же это дом?
Гусь шипит: “Да ты малыш!
Защиплю! Дом мой! Ш-ш-ш!”
А индюк: “Бл-бл-бл-бла!
У тебя нет ни кола!
Всем понятно: птичник - мой!
Я иду к себе домой!”
Воробьи взлетают с крыш,
Испугавшись “Ш-ш-ш!”
И бегут на край села
Уточки от “Бл-бл-бла!”.
…Ты пугать умеешь, друг,
И как гусь, и как индюк?
Нас немного посмеши:
Двух задир нам покажи!
Учимся “рычать”: тренируемся произносить “Р”
Львенок учится рычать,
Очень хочет “Рррр!” сказать.
Мордочку свою задрав,
Хочет - “Рррр!”, выходит: “Мяв!”
Как он стать львом грозным сможет?
Мы с тобой ему поможем!
Трактор – синий богатырь –
Как мотор заводит?
- Тррр!
Молния сверкает! Гром!
Мы его не пустим в дом -
Крыша прочная! Нет дыр!
Пусть себе ворчит:
- Гррр! Грррр!
Берег речки. Гладь воды.
Слышно катер: “Ды-ды-ды”.
Вот подходит пассажир –
Катерок взревет: “Дрррр! Дрррр!”
Львенок маленький старался,
Львенок долго упражнялся.
Он, как папа, на весь мир
Скажет громко, звонко: “Ррррр!”
Упражнения:
1)“белим потолок”: широким языком проводим от верхних резцов до мягкого нёба;
2)“чистим зубы”: языком "чистим зубы" изнутри влево-вправо;
3)"половичок": широкий язычок расстилаем на нижней губе; через некоторое время чередуем действия: высунуть вперед острый язычок – снова расстелить на губе широкий (“стряхиваем пыль”).
Как-то раз решил свой домик
Привести в порядок гномик:
Краску, кисточку нашел –
Потолок белить пошел.
Кисточка: назад – вперед,- /упражнение 1
Еще краску гном берет,
Красит вновь: вперед – назад.
Как красиво! Гномик рад.
Он теперь сушеной тиной /упражнение 2 на верхних зубах
Выметает паутину
И в углу, и на комоде:
- Пауки пусть в сад уходят!
Сверху – все. Спускаюсь вниз.
Ну, грязюка, берегись!
Гномик, стоя на коленках, /упражнение 2 на нижних зубах
- Влево-вправо! – моет стенку:
- Вправо-влево! – вновь и снова.
Дом сияет, словно новый!
Положил половичок /упражнение 3
На забор наш старичок:
- Пыль стряхну с него раз пять –
На пол постелю опять.
Вымыт пол. Приятно в доме.
И решил усталый гномик:
- Заслужил я угощенье –
Чай малиновый. С вареньем!
Мы учили эти стихотворения сами и вспоминали о них несколько раз в течение дня: увидим кошку – покажем, как она умывается, балуемся – изображаем вместе пугливую рыбу, одеваемся на прогулку – поговорим о качелях во дворе.
Дети обожают строить рожицы, показывать язык. А проделать это вместе с мамой или папой – двойное удовольствие! И весело, и полезно. О том, что при этом мы выполняем специальные упражнения, названные трудным словом “логопедические”, можно даже не рассказывать.
Выполнение этих упражнений подготовит к занятиям с логопедом и поможет существенно сократить их количество.
Как часы, заладим в такт:
- Тик-так! Тик-так!
Разговариваем так:
- Тик-так! Тик-так!
Мы не просто так болтаем,
А секундочки считаем,
Отставать нельзя никак:
- Тик-так! Тик-так!
Упражнение "Часики": приоткрыть рот, чуть улыбнуться; язычок, как маятник, ходит прямо из одного угла губ в другой, НЕ скользит по нижней губе.
Если губки я кусаю,
Значит, я переживаю.
Если губки я чешу,
Значит, сладкого прошу.
Упражнение: покусывать и почесывать сначала верхнюю, затем - нижнюю губу.
Открываем сумочку -
В сумке видим трубочку.
Чередуем упражнения "Улыбка" и "Хоботок".
Рыбка рыбке говорила:
- Я сегодня борщ сварила
Из ракушек и из ила,
Очень-очень вкусно было!
Рыбка рыбке отвечала:
- Ты, кума, не то сказала:
Это был не борщ, а щи -
Для борща траву ищи!
Упражнение "Рыбки разговаривают": хлопаем губами друг о друга.
Упражнения:
1)“чашечка”: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов;
2)“котенок лакает”: имитируем движения язычка котенка – “захватываем язычком молочко и отправляем его в рот”;
3)"вкусное варенье": облизать по кругу губы, затем - в другую сторону;
4)"котенок моется": имитируем вылизывание котенком шерстки.
Налью в чашечку котенку /упражнение 1
Молочко, молочко.
Он начнет лакать в сторонке /упражнение 2
Молочко язычком.
Служит ложечкой котенку /упражнение 1
Язычок, язычок.
И дрожит хвостик тонкий,
И вздыхает бочок.
А когда закончит ужин
Наш усатый чудак,
Зная, что быть чистым нужно,
Умывается так:
Он оближет свои губки, /упражнение 3
А потом – еще раз,
Чисто вымоет шубку /упражнение4
Язычком, а подчас
Лапой мордочку моет –
Как мочалкой скоблит.
“Мурр!” – мне скажет с любовью:
“Все, спасибо: я сыт! ”
Упражнение “чашечка”: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов;
Наливаю медвежонку
В эту чашечку — сгущенку,
В эту чашечку — варенье,
В эту — положу печенье,
В эту — пирожок с капустой,
В эту — морс брусничный вкусный,
В эту — в сахаре орешки.
Ешь, мой милый сладкоежка!
Упражнения:
1)“чашечка”: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов;
2)“ложечка”: – язычок становится более узким и длинным;
3)"едим кашу": широко открываем и закрываем рот.
Наварила Катя кашки:
Подставляйте, куклы, чашки!
Чашка – Саше, чашка – Маше, / упражнение 1
Эта чашечка – Наташе
И пол-чашки – Валеньке,
Кукле самой маленькой.
Эта – зайке, эта – мишке,
Буратино-шалунишке.
Буратино, сядь, как взрослый! /упражнение 2
Кушай ложкой, а не носом!
Кто все быстро сможет скушать,
Тот пирог получит с грушей.
Ну-ка, быстро взяли ложки! /упражнение 3
Быстро съели все до крошки!
Упражнение “грибок”: язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается и растягивается уздечка языка.
Еле маленький грибок
Через мох пробиться смог.
Целый день он подрастал,
К вечеру огромным стал.
Нас увидев, удивился,
И, подумав, поклонился:
Шляпку снял и выгнул спинку:
-Не возьмете ли в корзинку?!
Упражнение “грибок”: язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается и растягивается уздечка языка.
А теперь – смотри, смотри -
Мы с тобой – богатыри:
Рухнул старый-старый дом –
Мы поднимем крышу в нем.
Упражнение “ветер”: язычок сворачиваем в трубочку, через нее дуем.
Ветер в трубочку свернул
Листик, в дудочку подул:
Песенка – дыханье Ветра –
Зазвенела… где-то, где-то,
Там, за синими лесами
Обернулась парусами.
Морской Ветер – старший брат –
Этой песенке так рад! -
Щеки надувает,
Парус наполняет:
Облака-кораблики –
Белые журавлики –
Снова за леса плывут –
С моря дождики везут.
Упражнение “ветер”: язычок сворачиваем в трубочку, через нее дуем.
Дую я в свою дуду -
Дудочка поет: «Ду-ду!»
Упражнение “балалайка”: напряженную верхнюю губу раздражаем языком.
- Эй, зайчонок, серый зайка,
Мне сыграй на балалайке!
Подыграй, а я спою
Песню лучшую мою!
Зайка серый разыгрался,
Зайка очень постарался,
Балалаечка звенела,
Белка рыженькая пела.
- Ты устал? Ну, отдохни
И опять играть начни.
Молодчина, зайка!
Вот так балалайка!
Упражнение “дятел”: “выбиваем” звук “Д” кончиком язычка на верхних альвеолах.
- Кто в лесу стучит, стучит?
- Дятел дерево долбит:
- Д-д-д-д-д-д-ды,
Нелегки мои труды:
Я не просто так стучу –
Это дерево лечу:
Под корой – жучков ходы,
Д-д-д-д-д-д-ды.
Упражнения:
1)“гусь”: "шипим" - дуем на широкий язык, подняв его к небу;
2)“индюк”: широкий язык высовываем за верхнюю губу, произнося “бл-бл-бл”.
Гусь поспорил с индюком:
Птичник: чей же это дом?
Гусь шипит: “Да ты малыш!
Защиплю! Дом мой! Ш-ш-ш!”
А индюк: “Бл-бл-бл-бла!
У тебя нет ни кола!
Всем понятно: птичник - мой!
Я иду к себе домой!”
Воробьи взлетают с крыш,
Испугавшись “Ш-ш-ш!”
И бегут на край села
Уточки от “Бл-бл-бла!”.
…Ты пугать умеешь, друг,
И как гусь, и как индюк?
Нас немного посмеши:
Двух задир нам покажи!
Учимся “рычать”: тренируемся произносить “Р”
Львенок учится рычать,
Очень хочет “Рррр!” сказать.
Мордочку свою задрав,
Хочет - “Рррр!”, выходит: “Мяв!”
Как он стать львом грозным сможет?
Мы с тобой ему поможем!
Трактор – синий богатырь –
Как мотор заводит?
- Тррр!
Молния сверкает! Гром!
Мы его не пустим в дом -
Крыша прочная! Нет дыр!
Пусть себе ворчит:
- Гррр! Грррр!
Берег речки. Гладь воды.
Слышно катер: “Ды-ды-ды”.
Вот подходит пассажир –
Катерок взревет: “Дрррр! Дрррр!”
Львенок маленький старался,
Львенок долго упражнялся.
Он, как папа, на весь мир
Скажет громко, звонко: “Ррррр!”
Упражнения:
1)“белим потолок”: широким языком проводим от верхних резцов до мягкого нёба;
2)“чистим зубы”: языком "чистим зубы" изнутри влево-вправо;
3)"половичок": широкий язычок расстилаем на нижней губе; через некоторое время чередуем действия: высунуть вперед острый язычок – снова расстелить на губе широкий (“стряхиваем пыль”).
Как-то раз решил свой домик
Привести в порядок гномик:
Краску, кисточку нашел –
Потолок белить пошел.
Кисточка: назад – вперед,- /упражнение 1
Еще краску гном берет,
Красит вновь: вперед – назад.
Как красиво! Гномик рад.
Он теперь сушеной тиной /упражнение 2 на верхних зубах
Выметает паутину
И в углу, и на комоде:
- Пауки пусть в сад уходят!
Сверху – все. Спускаюсь вниз.
Ну, грязюка, берегись!
Гномик, стоя на коленках, /упражнение 2 на нижних зубах
- Влево-вправо! – моет стенку:
- Вправо-влево! – вновь и снова.
Дом сияет, словно новый!
Положил половичок /упражнение 3
На забор наш старичок:
- Пыль стряхну с него раз пять –
На пол постелю опять.
Вымыт пол. Приятно в доме.
И решил усталый гномик:
- Заслужил я угощенье –
Чай малиновый. С вареньем!
Лена, Вы просто чудо!
ОтветитьУдалитьОчень нужные упражнения в игровой форме - это находка для мамы у которой детка разговаривает с фефектами :)))
Я как раз мама такого мальчика. С и З мы уже исправили с логопедом, а вот Ж и Ш остались не проработанными. К логопеду пойдём весной, а сейчас будем работать самостоятельно по Вашим материалам :)
Спасибо!